Образовательная программа с учётом ФГОС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа МБДОУ д\с № 259 г.о.Самара составлена  в соответствии с введением в действие ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной про­граммы дошкольного образования утвержденных приказами.

Общеобразовательная программа МБДОУ д\с № 259г.о.Самара обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к обучению в общеобразовательной школе.

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии  с:

«Программой воспитания, образования и развития детей от 3 до 7 лет в условиях детского сада «Радуга» Т. Н. Дороновой, Т. И Гризик, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон -  М., «Просвещение» , 2012 г.;

Основная образовательная программа МБДОУ д\с № 259 г.о.Самара разработана на основе:

  • Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 27.10.2011. № 2562.

"Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.2660 – 10  (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июля 2010г.);

Устав МБДОУ д\с № 259г.о.Самара

Программа сформирована в соответствии с принципами  определенными ФГОС ДО

Образовательная программа ДОУ построена с учетом следующих  принципов:

1.     Развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

2.     Научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

3.     Полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");

4.     Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

5.     Интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

6.     На комплексно-тематическом планирования образовательного процесса;

7.     Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

8.     Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Цели и задачи деятельности МБДОУ  по реализации основной общеобразовательной программы «Радуга 

Цель  образовательной программы детского сада: создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирование интегративных качеств личности и основ общей культуры, обеспечивающих социальную успешность ребенка.

Поставленная цель достигается путем решения задач, определенных на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей семьи и социума.

Задачи образовательной программы:

● охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

● обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

● обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

● создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

● объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

● формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

● обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

 

  Приоритетные  направлениями деятельности образовательного учреждения

Основными    приоритетными    направлениями    деятельности    образовательного учреждения являются:

         1. Физкультурно-оздоровительное;

         2.Художественно-эстетическое

Механизмы реализации общеобразовательной программы

  • Реализация принципов гуманистической направленности, уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, развивающего образования, цель которого – всестороннее развитие ребенка.
  • Установление партнерских отношений педагогов, родителей и детей, создание единого социо – культурного развивающего пространства, реализация принципов взаимовлияния взрослых и детей, предполагающего сотворчество педагогов – детей – родителей, интеграция в образовательный процесс активных форм, передовых технологий и методик повышения родительской и педагогической культуры родителей воспитанников.
  • Осуществление образовательного процесса в соответствии с программой «Радуга», разработанной под руководством       Т. Н. Дороновой .

 

 Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников:

        Дошкольное учреждение посещают дети от 3 до 7 лет. 

       В дошкольном учреждении функционируют 6 групп детей:  2 младшего возраста от 3 до 4 лет,  2 среднего возраста от 4 до 5 лет, старшего возраста  от 5 до 6 лет и подготовительного к школе от 6 до 7 лет.

        Дошкольное учреждение посещают дети от 3 до 7 лет. 

Положительные качественные характеристики развития присущи личностной, познавательной и эмоциональной сферам детей        дошкольного учреждения.

   Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.

Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы)

Младшая группа (от 3 до 4 лет)

В возрасте 3 – 4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвёрнутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребёнка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия – переходя к сенсорным эталонам – культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют радом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребёнка ещё ситуативное. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребёнком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и её деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5 – 6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными называть форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7 – 8 названий предметов. Начинает складываться произвольное внимание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдёт в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж.Пиаже: сохранение количества, объёма и величины. Например, если им предъявить три чёрных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше – чёрных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонацию выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной.
Изменяется содержание общения ребёнка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребёнок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребёнок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведёт к развитию образа Я ребёнка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребёнка, его детализацией.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве переферии игрового пространства). Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщённым способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая её в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребёнок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребёнок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времён года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д.
Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей ещё отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь, трудоустройство и т.д.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нём может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнёров по всему игровому пространству и менять своё поведение в зависимости от места в нём. Так, ребёнок уже обращается к продавцу не только как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофёр и т.п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребёнок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребёнок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.
Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для её выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям – он важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящим к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: её звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Организация  образовательного процесса

Образовательный процесс построен с учётом  контингента  воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального  заказа  родителей.

Данное планирование обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом решаются поставленные цели и задачи,  позволяет избежать перегрузок детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Одной теме уделяется  не менее одной недели, оптимальный период—2-3 недели. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе, и уголках развития.

В Программе для каждой возрастной группы дано комплексно-тематическое планирование, которое следует рассматривать как примерное. Дошкольное образовательное учреждение для введения регионального и культурного компонентов, для учета особенностей своего дошкольного учреждения вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период. 

 Предметно-развивающая среда.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.  Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: "Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре..."

Для детей игра, которую принято называть "спутником детства", составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиально важное  значение, если принять во внимание, что будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого - совместное, коллективное решение задач, направленных на достижение общей цели. Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает.

Познавая себя, свои способности, умения, ребенок учится анализировать и делать выводы о своих возможностях; материал по предметному миру заставляет ребенка задумываться о многом: о происхождении предметов, о силе разума человека, о свойствах, назначении, качествах предметов и т.д. В ДОУ этот мир представляет предметно - развивающая среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.

Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка:

-  она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность;

- предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

    Создавая развивающее пространство в ДОУ и в групповых помещениях, педагоги нашего дошкольного учреждения придерживались принципов, изложенных в "Концепции дошкольного воспитания", а так же руководствовались принципами В.А Петровского, что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

   При построении предметно - пространственной среды соблюдались принципы:

  • Открытости;
  • Гибкого зонирования;
  • Стабильности -динамичности;
  • Полифункциональности ;

Обогащение воспитательно-образовательного процесса развивающей предметной среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда в группах целесообразна, информирована, создает образ того или иного процесса, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье.  Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-пространственный мир детского сада включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Организуя предметно-развивающую среду в различных возрастных группах детского сада, наши педагоги учитывали принцип личностно-ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей. Предметно-игровая среда в дошкольном учреждении отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. При этом нельзя не учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и то обстоятельство, что они находятся в дошкольном образовательном учреждении, работающем по определенной образовательной программе. Это означает, что, создавая в дошкольном учреждении условия для осуществления детьми права на игру, необходимо предложить им не только наиболее удобное в распорядке дня время для игры, но и выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно-игровой средой, пригодной для организации различных видов игр.

Все игровые уголки расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Созданы условия для занятий физической культурой, рисования и другими видами деятельности. Воспитатели создали атмосферу не только уюта и комфорта, но и стараются сделать пребывание детей в детском саду радостным.

При организации предметно-пространственной среды в группах ДОУ необходима сложная, многоплановая и высоко творческая деятельность. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Поэтому воспитатели в свободное время рисуют, шьют, вяжут, придумывают интересные игры, нестандартное оборудование для группы.

Помня о том, что статус детского сада, его имидж во многом зависит от мнения родителей, мы стараемся строить свои отношения на взаимном доверии. Ведь родители не только наши основные заказчики и потребители, но и самые заинтересованные, надежные союзники в деле воспитания детей. Психолого-педагогическое просвещение родителей ведем дифференцированно, используя разные формы работы. Одна из них - информация на стендах.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в нашем ДОУ играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Поэтому среда в ДОУ выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором оздоровления, но и показателем профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива единомышленников.

Оснащение уголков меняется в соответствии с планированием образовательного процесса, поэтому в группах имеются:

- уголки для ролевых игр;
- книжные уголки;
- зоны для настольных  игр;
- систематически проводятся и обновляются выставки детских рисунков, поделок;
- спортивные уголки;
- игровые уголки для работы со строительным материалом;
- уголки для разнообразной самостоятельной деятельности.

В групповых комнатах  созданы условия  для самостоятельной двигательной активности: предусмотрены  площади свободные от мебели, игрушек, имеются игрушки, побуждающие к двигательной активности.

 

Вторая  часть программы ,формируемая участниками образовательного процесса.

ДОУ  - детский сад  3 категории, осуществляющий интеллектуальное, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие ребенка в соответствии с реализуемой образовательной программой, обеспечивающей превышение Временных (примерных) требований к содержанию и методам, реализуемым в дошкольном образовательном  учреждении, по  нескольким направлениям развития. В соответствии с комплексной программой развития и воспитания дошкольников М.А. Васильевой  на основе анализа уровня развития детей  и психолого-педагогических условий воспитания и обучения коллектив детского сада определил следующие  приоритетные  направления  деятельности учреждения, соответствующих основным линиям развития ребенка.

1. Физическое и психологическое здоровьесбережение детей, формирование навыков здорового образа жизни;

1.1. Формировать умения и навыки правильного выполнения движений в различных формах организации двигательной деятельности детей (младший  дошкольный возраст).
1.2. Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций.
 (старший дошкольный возраст).

2. Социальное развитие.
2.1. Развивать способность ребенка к эмпатии (сопереживанию) и  навыки общения (младший  дошкольный возраст).
2.2. Развивать ответственность, контроль за собственными действиями, способность реально оценивать свои и чужие поступки (старшей дошкольный возраст).

3. Познавательное развитие.
3.1. Активизировать работу во всех возрастных группах по формированию диалогической речи путем развития самостоятельной активной речи  ребенка, поощрения его желания говорить и положительную оценку его высказывания.
3.2. Формировать у ребенка целостную картину мира на основе знакомства с физическими явлениями и свойствами предметов, развития географических и астрономических представлений и формирования экологической культуры.

4. Взаимодействие с семьёй.
4.1.Изучение состояния факторов среды социального развития ребенка, связанных с его семьей.
4.2.Удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы.

Общеобразовательные программы и их методическое обеспечение.

 Содержание воспитательно-образовательного процесса в ДОУ   определяется:

  1. *Образовательной

программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой.

  1. Парциальными программами:
  • С.Н. Николаева «Изодеятельность»;
  • Л. Стеркина «Безопасность»;
  • Л.В. Куцакова «Художественно – эстетическое развитие»

                                        Методическое обеспечение.

Линия развития

Направленность программы

Название программы

Разделы парциальных программ

Познавательное развитие

На воспитание любви к окружающей природе

С.Н. Николаева «Юный эколог» (используется частично от 3 до 7 лет)

  1. Знакомство с Вселенной (Солнечная система);
  2. Элементы знаний из области синэкологии;
  3. Использование местных ресурсов в хозяйстве;
  4. Заповедные места и памятники природы родного края;
  5. Экосистемы (тайга, тропики, море, океаны, степь)

Социально-нравственное развитие

На успешную адаптацию к жизни в обществе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л.Стеркина «Безопасность» (составной частью для детей 5-7 лет)

 

 

 

 

 

 

 

  1. Ребенок и другие люди

-Внешность может быть обманчивой;

-Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми;

-Если «чужой» приходит в дом;

2. Здоровье ребенка:

- О профилактике заболеваний;

-Инфекционные болезни;

-О роли лекарств и витаминов;

-Правила первой помощи;

3. Ребенок на улицах города:

-Игры во дворе дома;

-О работе ГАИ

Художественно-эстетическое развитие

На развитие творческих способностей дошкольников

 Л.В. Куцакова «Художественно – эстетическое развитие»

 

 

Введение разнообразных тем рисования, лепки и занятий по аппликации

 

 

 

 

 

 

Joomla templates by Joomlashine